VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика индивидуального трудового спора РФ и США

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009196
Тема: Общая характеристика индивидуального трудового спора РФ и США
Содержание
Глава 1. Общая характеристика индивидуального трудового спора РФ и США.
1.1 Понятие и классификация индивидуального трудового спора.
     В соответствии со статьей 37 Конституции РФ признается право на трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Таким образом, Конституция закрепила возможность существование трудовых споров и право на их разрешение.
     В РФ понятие индивидуального трудового спора закреплено в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации и определяется как «неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условии труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.»1
     Кроме того, часть 2 вышеуказанной статьи расширяет круг субъектов, признавая индивидуальным трудовым спором неурегулированное разногласие между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с работодателем, или лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения договора.
     В правовой науке выделяют следующие элементы индивидуального трудового спора: субъекты спора; предмет спора и динамика его возникновения.
     Исходя из определения индивидуального спора, субъектами признаются с одной стороны – работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), а с другой – работник или лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем, или лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор с работодателем.
     Предмет индивидуального трудового спора, нельзя определить исчерпывающим образом, так как в круг разногласий по вопросам, касательно трудовой деятельности или вопросов применения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, договорных актов о труде, установления или изменения индивидуальных условий труда работника, что и составляет предмет, могут входить различные проблемы – от заключения трудового договора, определения рабочего времени и времени отдыха до оплаты труда и предоставления гарантий и компенсаций.
     Другими словами, предметом индивидуального трудового спора является существо заявленных работником или работодателем требований, связанных с трудовой деятельностью и вопросами применения норм трудового права. 
     Искомым разногласием считается расхождение в оценках сторон спора к действиям или бездействиям другой стороны. Однако, чтобы эти разногласия стали предметом индивидуального трудового спора, в ходе предварительных переговоров по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и т.п. согласие между работником и работодателем не должно быть достигнуто. Вследствие вышесказанного, разногласие между работником и работодателем путем письменного обращения в юрисдикционный орган преобразовывается в индивидуальный трудовой спор.
     Следует уточнить, что некоторые требования решаются с помощью комиссии по трудовым спорам, но некоторые только в суде.
     Исходя из вышесказанного, можно понять, что индивидуальный трудовой спор возникает не сразу. Динамику его развития можно определить по ступеням. Так, первой ступенью является наличие трудового правонарушения в форме действия или бездействия субъекта трудового права при применении норм трудового законодательства. Второй ступенью в данной динамике является различная его оценка сторонами. Третья ступень – попытка урегулировать разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах. И если она не удается, наступает заключительная стадия возникновения индивидуального трудового спора - данные разногласия переносятся в юрисдикционный орган. Таким образом и возникает трудовой спор.
     Выше было сказано, что причины для возникновения индивидуальных трудовых споров могут быть самыми разными. Их можно разделить на две основные группы: субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относят неправильное, не основанное на праве, толкование норм трудового законодательства. Объективными причинами являются реально существующие правонарушения в сфере трудового права, пробелы в законодательстве о труде, нечеткие формулировки отдельных норм трудового законодательства.
     Исходя из практики чаще всего трудовые споры возникают из-за нарушений работодателями следующих норм трудового законодательства:
1. Невыплата заработной платы или отдельных ее компонентов;
2. Неправомерное увольнение работника;
3. Нарушения в области гарантий и компенсаций.
     Защита трудовых прав работников отличается разнообразием форм и способов. Формы урегулирования индивидуальных трудовых споров подразделяются на:
1) юрисдикционную, которая в свою очередь разветвляется на государственную (судебная) и негосударственную (Комиссия по трудовым спорам). Разрешение спора начинается с обращения в компетентный орган за помощью.
2) Неюрисдикционную (самозащита). Характеризуется отсутствием властных полномочий субъекта защиты по отношению к субъекту, права которого нарушены.
     Не менее важной составляющей разрешения индивидуального трудового спора является способ защиты нарушенных прав, к которым можно отнести: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; признание недействительными условий коллективных и индивидуальных правовых актов; взыскание процентов за задержку выплаты заработной платы; компенсация морального вреда; возмещение ущерба; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. 
     В науке трудового права предлагается рассмотрение индивидуального трудового спора в трех взаимосвязанных аспектах:
1. разногласие между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), которые приняты комиссией по трудовым спорам или судом);
2. форма защиты нарушенного права, под которой понимается порядок урегулирования разногласий;
3. подинститут трудового права как совокупности правовых норм, регламентирующих порядок урегулирования разногласий, возникших в процессе применения наемного труда.2
     Индивидуальные трудовые споры можно классифицировать по следующим критериям:
1. В зависимости от содержания неурегулированных разногласий (исковые - споры по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективных или трудовых договоров, связанные с подачей заявления (предъявлением иска) в юрисдикционный орган; неисковые - споры по поводу установления новых или изменения существующих условий труда).
2. По подведомственности (споры, подведомственные КТС и судам общей юрисдикции; споры, подведомственные только судам общей юрисдикции.
3. В зависимости от того, из каких отношений возникает спор (из отношений по занятости и трудоустройству; из трудовых и сопутствующих им отношений.
   Законодательство Соединенных Штатов Америки, в отличие от Российской Федерации, не   предусматривает конкретное определение индивидуального трудового спора. Согласно интерпретации Р.Р.Назметдинова индивидуальным трудовым спором в американском праве признается «неурегулированное разногласие между работодателем и работником, связанное с допущением дискриминации в отношении последнего на основании расовой или религиозной принадлежности, цвета кожи, пола (включая беременность), национального происхождения, возраста (для лиц, старше 40 лет), инвалидности, генетической информации, а также по иным основаниям, рассматриваемое в специально созданном государственном органе либо в окружном суде.»3
	Таким образом, если рассматривать элементы американского индивидуального трудового спора, можно определить, что его субъектами, как и в российском праве, являются работодатель и работник; к объектам относятся также разногласия между сторонами трудового правоотношения; однако, согласно определению, предметом является не круг разногласий по вопросам, касательно трудовой деятельности или вопросов применения трудового законодательства, как в РФ, а допущение дискриминации со стороны работодателя по отношению к работнику по тем или иным основаниям. 
     Следует отметить, что законодатель не относит дискриминацию со стороны работника к индивидуальным трудовым спорам, что еще раз доказывает теорию, что путем правового закрепления защиты трудовых прав, законодатель имеет намерение защитить права работника, как более слабой стороны во всех отношениях. 
     Динамика возникновения индивидуального трудового спора в США также отличается от отечественной. Начинается динамика с ситуации, при которой работник считает, что работодатель поставил его в дискриминационное положение по тем или иным основаниям. Следующим этапом возникновения трудового спора является различное отношение субъектов по отношению к этому спору и попытка урегулирования разногласий путем переговоров. При не достижении компромисса работник подает жалобу в юрисдикционный орган, что является моментом возникновения трудового спора. 
     Важным отличием американского законодательства по вопросам урегулирования индивидуальных трудовых споров от российского является обязательное рассмотрение жалобы по определенным законом основаниям в досудебном порядке специальным административным органом, занимающимся вопросами индивидуальных трудовых споров – Комиссией по обеспечению равных условий найма (КОРУН). Так, закон прописывает, что работник в отношении которого было осуществлено действие или бездействие дискриминационного характера, связанного с расой, цветом кожи, религией, полом (включая беременность), национальным происхождением, возрастом (для лиц, старше 40 лет), инвалидностью, генетической информацией либо ответными мерами (местью) работодателя, не имеет права на подачу иска в суд, так как необходимо предварительно разрешить жалобу в КОРУН.
   Законы РФ не ограничивают права работников на подачу иска в суд в зависимости от основания исковых требований и не обременяют их на обязательное рассмотрение жалобы в Комиссии по трудовым спорам. 
   По моему мнению, законодательство США, ограничивая основания трудовых жалоб, не обеспечивает в полной мере конституционное право на судебную защиту граждан.
   Американская судебная практика констатирует, что большинство индивидуальных трудовых споров возникает по следующим причинам:
1. Дискриминация по признаку расы (35% жалоб)
2. Ответные меры (38% жалоб) – заключаются в нарушениях, допускаемых работодателем в отношении работников, обращающихся за защитой своих прав.
В результате изучения американского законодательства и работ ученых были выявлены следующие критерии для классификации индивидуальных трудовых споров:
1. По основанию дискриминации работника (могут быть самыми разными – от расовой принадлежности, национальной принадлежности, цвета кожи до возраста, пола).
2. По подведомственности (споры, подведомственные только КОРУН; споры, подведомственные КОРУН и судам общей юрисдикции; споры, подведомственные только судам общей юрисдикции.

1.2 Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуального трудового спора.
     В Российской Федерации существует единый кодифицированный законодательный акт о труде – Трудовой Кодекс РФ, 5 статья которого посвящена понятию и составу законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким образом, «регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
* трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
* иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
* указами Президента Российской Федерации;
* постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
* нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
* нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».4
	Конституция РФ является нормативно-правовым актом высшей юридической силы на территории Российской Федерации, который распространяет свое действие на все отрасли права, в том числе и на трудовую. Ст.2 гарантирует обязанность государства по защите прав граждан, ч.4 ст.37 признает право на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Это говорит о том, что каждый работник, который считает, что его трудовые права были нарушены, имеет право на защиту своих прав, в том числе и судебную.
	По моему мнению, законодатель, закрепляя вышеприведенные нормы опирался на ведущую роль работника в вопросах, связанных с трудовыми спорами и с защитой их прав, а не работодателя. Данный вывод основан на месте работника в трудовом правоотношении, как экономически более слабой стороны. Кроме того, работник находится в организационной зависимости от работодателя. Глава 30 Трудового кодекса РФ наделяет работодателя механизмом воздействия на работника за совершение дисциплинарного проступка путем применения дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора и увольнения по соответствующему основанию. Следовательно, появляется необходимость защитить права работника, что законодатель и делает, гарантируя каждому работнику защиту его трудовых прав и свобод всеми способам, не запрещенными законом.
     Однако следует уточнить, что уровень материального и организационного положения сторон трудового правоотношения не влияет на их положение в процессуальных правоотношениях, возникших вследствие разногласия сторон и перенесенных на рассмотрение в суд. При рассмотрении спора в суде стороны всегда равны. Соответственно, работодатель имеет равное право с работником на судебное разрешение трудовых споров в целях защиты своих прав и законных интересов в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Хотя, остается фактом, что подавляющее количество исков по индивидуальным трудовым спорам исходят от работников, значительно меньше - от работодателей, иски которых в основном связаны с возмещением материального ущерба, причиненного работником.
     Большое влияние на правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров в соответствии с Конституцией РФ оказывают международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией, так как в случае возникновения коллизии между нормами национального законодательства и международного права применяются нормы международного права. РФ ратифицировала множество международных нормативных актов в области трудовых отношений, которые можно разделить на две основные группы:
     1. Документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми для Российской Федерации являются: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 (провозглашает основные права и свободы человека, в том числе и трудовые: право на труд, на индивидуальные трудовые споры и другие права); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966.
     2. Документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для России имеют: Рекомендация МОТ № 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" от 29 июня 1967 г. (устанавливает обязанность сторон предпринять попытки урегулирования жалобы путем переговоров прежде чем обратиться в юрисдикционный орган по разрешению споров. А также устанавливаются основные принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде).
     Как указывалось выше, единым кодифицированным актом и основным трудовым законом в области трудового права на территории Российской Федерации является Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, с последующими изменениями и дополнениями. 
     Глава 60 ТК РФ регулирует рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров. Закреплены нормы о праве на рассмотрение индивидуальных споров в суде, о подсудности определенных категорий споров непосредственно суду, о сроках обращения в суд и другие нормы.
     В соответствии с ч. 1 ст. 383 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами. Данная статья также устанавливает, что правовое регулирование порядка рассмотрения дел по трудовым спорам в судах гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Единым кодифицированным актом в сфере гражданского процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс РФ, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров судами общей юрисдикции, и регулирующий исполнение решения суда. Гражданское судопроизводство, в категорию которого входят и индивидуальные трудовые споры, определяется также Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "О судебной системе Российской Федерации" и другими федеральными законами.
     К иным федеральным законам, регулирующим порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, можно отнести Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 11 ст. 16 которого определяет, что трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством.
     Помимо этого, существуют специализированные федеральные законы, которые регулируют особенности рассмотрения трудовых (служебных) споров государственных служащих, судей, прокуроров, их заместителей и помощников и некоторых других категорий работников (служащих) по вопросам перевода на другую работу, увольнения, оплаты времени вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий.
      В качестве примера можно привести Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанный ФЗ содержит определение понятия индивидуального служебного спора, устанавливает, что органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров являются комиссия государственного органа по служебным спорам, и суд. В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» используется термин «индивидуальные трудовые споры» и признается право муниципальных служащих на их рассмотрение в соответствии с трудовым законодательством. Следует уточнить, что эти законы не запрещают этим категориям работников обращаться в суд, как в орган по разрешению индивидуальных трудовых споров, потому что право граждан на судебную защиту закреплено Конституцией РФ и не может быть ограничено трудовым законодательством. 
     В случае противоречий федеральных законов нормам Трудового кодекса, применяется последний.  Если принят новый федеральный закон, нормы трудового права которого противоречат ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ. При отсутствии таких изменений, вышеуказанный федеральный закон не может применяться.
     
     Следует отметить и Постановления Пленума Верховного Суда РФ как источник регулирования порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров. В первую очередь, это Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации, которое разъясняет процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах, а также материальные нормы, подлежащие применению при рассмотрении этих споров.
     Правовое регулирование индивидуальных трудовых споров РФ сильно отличается от США по целому ряду причин. 
     В первую очередь такая разница возникает из-за различных правовых семей, к которым принадлежат исследуемые государства: российское право относится к романо-германской, а американское к англо-саксонской. Особенностью стран англо-саксонской правовой семьи является наличие норм прецедентного права, создающегося судами в процессе рассмотрения различных дел.
     Во-вторых, в США не выделяется трудовое право, как самостоятельная отрасль. Соответственно отсутствует и единый кодифицированный законодательный акт в сфере труда. Трудовое право делится на  индивидуальное (employment law) и коллективное (labor law). Эти части составляют подотрасль, которая входит в сферу предпринимательского права.
     Нормы, регулирующие индивидуальные трудовые споры содержатся в отдельных федеральных законах: «О справедливых условиях труда» 1938 г. (Fair labor standards act);  «О гражданских правах» 1964 г. (Civil rights act); Национальном законе о трудовых отношениях — Законе Вагнера 1935 г. (Wagner Act, National labor relation act); Законе о регулировании трудовых отношений — Законе Тафта — Хартли 1947 г. (Taft-Hartley act, Labor management relations act) «О равной оплате труда» 1963 г. (Equal pay act) и в других законах; Законе об отчетности и раскрытии фактов в трудовых отношениях — Законе Лэндрама — Гриффина 1959 г. (Landrum-Griffin act, Labor management reporting and disclosure act).
     Еще одним важным отличием законодательства США является право штатов принимать свои законы в сфере труда, которые могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством. В РФ законы, создаваемые на уровне субъектов РФ, не могут ухудшать права работников.
     Межд.договоры
     ГПК
     Свод законов
     Заключение к 1 главе
     Учитывая, что трудовые споры имеют определенную специфику, отличающую их от других дел, рассматриваемых в рамках искового производства, в последнее время в научной литературе все чаще встает вопрос о необходимости совершенствования правового регулирования рассмотрения трудовых споров. Для этого предлагается принять Трудовой процессуальный кодекс , федеральный закон "О трудовых судах РФ"  и также осуществить иные глобальные изменения российского законодательства. 
     В США для рассмотрения трудовых конфликтов, регулирования трудовых отношений созданы специализированные государственные органы. К ним относятся Министерство труда США, Министерство регулирования трудовых отношений, Национальное управление трудовыми отношениями и др. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с правовыми актами о них, а рассмотрение такими органами отдельных видов жалоб является необходимым условием перед обращением в суд .
     Соглашаясь с необходимостью совершенствования законодательства о трудовых спорах, отметим, что создание такого всеобъемлющего процессуального нормативного акта, как Трудовой процессуальный кодекс РФ, в ближайшее время представляется невозможным. Предлагаемые изменения требуют вложения значительных финансовых средств, для их разработки и реализации необходимо большое количество времени, очевидна недостаточность нормативного материала для кодификации в виде самостоятельного Трудового процессуального кодекса РФ. 
     Между тем специальная глава ГПК РФ, посвященная особенностям рассмотрения индивидуальных трудовых споров, могла бы помочь в короткие сроки решить большинство проблем, связанных с порядком рассмотрения трудовых споров, подготовив тем самым правовую основу для дальнейшего совершенствования законодательства в данной области. 
     На уровне судов субъектов Российской Федерации целесообразно создать специализированные составы по рассмотрению трудовых споров. 
     Итак, в настоящее время влияние норм трудового права, носящих материально-правовой, регулятивный характер, на порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров настолько велико, что обусловленные этим влиянием особенности рассмотрения дел, вытекающие из трудовых правоотношений, в своей совокупности образуют такое качественное состояние, которое уже не вписывается в общие положения гражданского процессуального законодательства. В интересах правильного и своевременного разрешения спора и защиты прав участников трудовых правоотношений необходимо законодательное закрепление процессуальных особенностей в виде самостоятельной главы ГПК РФ "Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров".
1 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
2 Бережнов А.А. Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров: автореф. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С.9
3 Назметдинов Р.Р. Трудовое право Соединенных Штатов Америки: диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2013. 226 с.
4 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%